Аввакум Петров
Цитаты, афоризмы, изречения - Россия

 

Аввакум Петров (1620-1682).

 

Родился в семье священника в селе Григорово Нижегородского уезда. Когда Аввакуму было 16 лет, отец его y^iep, и он ос­тался с матерью, оказавшей сильное влияние на его нравственно-религиозное развитие. В 1638 г. Аввакум женился и поселился в селе Лопащцы, где бьы р\тсоположен в дьяконы, а в 1644г — в священники. В 1647 г из-за раздоров с местным <«началием» ушел с женой и сыном в Москву, где вскоре сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия», группировавшихся вокруг духовника царя Алексея Михайловича С. Зонифатьевича. Члены «Кружка» ставили перед собою цель бороться с недостатками и пороками духовенства. Одним из членов «Кружка» бьл архимандрит Новоспасского монастыря, будуший патриарх Никон. Затем Аввакум познакомился и с царем, а после того как Никон в 1652 г. стал патриархом, Аввакум был назначен протопопом. За строгость нравов, за то, чтобы и миряне, и духовенство полностью платили налоги в патриаршую казну, за что был избит толпой и бежал в Москву, где остался служить в Казанском соборе, рядом с Красной площадью. В этом же, 1652 г. выступил против реформы Церкви, проводимой Никоном, за что бьш арестован и через год выслан в Тобольск.

Проповедями за чистоту нравов и благочестие, за приверженность старой вере восстановит против себя и прихожан, и местное начальство и по доносу бьш сослан в Якутск, откуда началось его беспрерывное странствие по остро­гам Сибири, в которых его били кнутом и кидали зимой в неотапливаемые подвалы и башни. После 10 лет чтучительных скитаний бьш возвращен в Мос­кву, в 1666 г решением Церковного собора бьит лишен сана и предан прок.ля- тью, а в 1667 г. с тремя своими единомышленниками сослан в Пустозерск и посажен в «земляную тюpь^w». Но и там он продолжал не признавать новую, никонианскую Церковь, отстаивая «дреалее византийское благочестие». Сидя в тюрьме, написал 80 посланий, писем и челобитных, разъясняя смысл свое­го противостояния «никонианам». Кроме того, .Аввакум написат автобиофическое «Житие» и «Книгу бесед», которые переписывались многими его сторонниками.

В апреле 1682 г. Аввакум и трое его союзников — расстриженные священ­ники — Лазарь, Епифаний и Федор — решением очередного Церковного со­бора 1681 — 1682 гг, были заживо сожжены в срубе в Пустозерске.

 

Беги от еретика, но с пречсудрым держи советы сердечные.

 

Ьлудное похотение в человеке рождают пиша и вино, от того же — и ума недостаток, и непочтение к Богу, и забвение смерти.

Богатому поклонись в пояс, а итис\«у - ло }смли

 

В каких это правилах написано, чтобы парю церковью владеть и дог маты изменять? Ему полобает лишь оберегать ее от волков, ее губящих, а не толковать и не учить, как веру держать и как персты слагать. Это не царево дело, а православных архиреев та истинных пастырей, кото­рые души свои готовы положить за стало Христово, а не тех пастырей слушать, которые готовы и так и сяк на одном часу перевернуться, ибо они волки, а не пастыри, душегубы, а не спасители: сгюими руками готовы пролить кровь неповинных и исповедников православной веры бросить в огонь. Хороши законоучители! Они такие же, как земские ярышники, — что им велят, то они и творят.

 

Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй; хочешь, что­бы тебя почитали, — почитай других; хочешь есть — корми других; хо­чешь взять — другому давай: это и есть равенство, а рассудив, как сле­дует, себе жела!! худшего, а ближнему — лучшего, себе желай меньше, а ближнему — больше.

 

Заботиться о ближних своих и домашних своих — муж о жене, жена о муоке; отец о сыне, сын об отце; мать о дочери, дочь о матери; брат о сестре, сестра о брате.

 

Истинному иноку подобает совершать угодные Господу дела.

 

Муж жене и жена мужу воздают должнуто любовь, и пьют чистую волу из своего источника, и не ходят к чужим колодцам, но пьют свою волу Просто говорю: друг от друга не соблудите и не желайте чужой красо­ты. В каждом колодце вода одинакова и ничем не отличается от дру­гой. Так и совокупление мужа и жены, только красота чу:жая способ- ница феху, а сладость смешения — одна.

 

Не возноситесь друг перед другом, родные братья и сестры, и не оби­жайте друг друга ни словом, ни помышлением, но должен меньший брат повиноваться старшему, а старший о младшем должен постоянно забо­титься.

 

Не ишите риторики и философии, ни красноречия, но живите здравым умом, ибо ритор и философ не могут быть истинными христианами.

 

Не сотворившим милость и суд бывает без милости.

 

Понимаете ли, что такое — любовь? Голодного накорми, жаждущего напои, нагого одень, бездомного введи в свой дом, свяшенников и иноков почитай — голову свою преклоняй перед ними до земли; при­дя в темницу, утешь узников, о вдове и сироте позаботься, грешника наставь на покаяние и научи творить Божьи заповеди, должнику по­моги, обиженного защити, страннику укажи путь, проводи его и по­клонись ему. И за всех молись о их здравии и спасении. Это и есть сила любви.

 

Почитай братьев своих и сестер, не говори им ничего досадного и rpvбого, тем более не возносись перед ними, ибо рождены все вы одною утробою и вскормлены единою грудью; одна мать воспитала вас, и одни руки носили вас, и одинаково скорбела of^a сердцем своим обо всех вас и равно любила каждого из вас.

 

Праведник светит, как светильник, не угасая, и люди, видя его, — ве­селятся.

 

Прелюбодею и на Пасху без милости мучаться.

 

Рассуждайте о словах Христа; своего врага люби, а не Божия.

 

Чистыи и святой путь — заповеди Божий. Этим путем идут святые и чисто и непорочно живущие христиане.

 

Чти отца и мать твою и преклоняй главу свою к их стопам, ибо мать родила тебя из утробы своей, претерпев немалые страдания, отеи же все­гда соболезнует тебе и всегда о тебе печалится. Того ради старость его поддержи, болезнь его излечи, седины его облобызай и накорми его сладкою пищей. То же самое твори и матери своей, а если стала она от старости ветха, носи ее на руках, а через грязь перенеси на своих пле­чах, прежде ее накорми, а потом уже и сам вкуси, с похвалою припади ко груди ее, и расцелуй мать свою — корень рождения своего. Ибо как ты родителям своим сотворишь, так же и дети твои воздадут тебе тою же мерою.

 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru