Екатерина II
Цитаты, афоризмы, изречения - Россия

 

 

Екатерина II Великая; София-Фредерика-Августа, после крещения по православному обряду — Екатерина Алексеевна (1729—1796).

 

В конце жиз­ни, в один из часов досуга, Екатерина написала эпитафию, слова которой она хотела поместить на своей могильной плите: «Здесь лежит Екатерина Вторая, родившаяся в Штеттине 21 апреля 1729 года. Она прибыла в Россию в 1744 г., чтобы выйти замуж за Петра 1. Четырнадцати лет от роду она возымела намерение — понравиться своему мужу, имнератриие. Она ничего не забывала, чтобы успеть в этом. В течение 18 лет скуки и уеди­нения она поневоле прочла много книг. Вступив на Российский престол, она желата добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и соб­ственность. Она легко npimuLia и не питала ни к кому ненависти. Пошадли- вая. обходительная, от природы веселонравная, с душою республиканскою и с добрым сердцем, она имела друзей. Работа ей легко давалась, она любила искусства и быть на людях».

Сколь бы разноречиво ни оценивати мы автора этой эпитафии, трудно не согласиться с тем, что сказала о себе эта Великая — в полном смысле сло­ва - женщина и императрица, ибо годы ее правления (1762—1796) были «зо­лотым веком Екатерины». В это время была преобразована почти вся внут­ренняя структура империи: даны жалованные грамоты городам и дворянству, секуляризованы церковные земли, в значительной мере возросла мошь рус­ской армии и флота, которыми руководили «орлы Екатерины» — Потемкин и Румянцев, Суворов и Кутузов, Ушаков и Орлов. В результате успешных войн были присоединены Причерноморье, Крым, Прикубанье, Восточная Грузия, половина Речи Посполитой с Белоруссией и Западной Украиной. В царство­вание Екатерины Великой расцвели русская культура, просвещение и наука, открыты новые учебные и учебно-воспитательные учреждения, академии, биб­лиотеки и типографии.

Сама Екатерина оставила десятки пьес, статей, книг по различным вопро­сам российской истории и экономики, педагогики и философии. Она пере­писывалась с Вольтером и энциклопедистами, оставила интереснейшие «За­писки» о первом периоде своего царствования. Именно в годы ее царствова­ния Россия стала великой державой, с которой считались все страны мира.

Возведя свою страну на вершину могущества и славы, она скончааась 6 но­ября 1796 г. в Царском Селе.

 

 

 

 

Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколь­ко уши, в которые входят.

 

Буде увидишь пороки ближняго, не оказывай ему свои осуждения.

 

Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры; ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение так, чтобы эта доброта никогда не умаляла ни ващей власти, ни их почтения. Выслушивайте все, что хоть сколько-нибудь заслуживает внимания; пусть все видят, что вы мыслите и чувствуете так, как вы должны мыслить и чувствовать. По­ступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все ува­жали.

 

Во всяком возрасте почитай родителей.

 

В свете ничего совершенного нет.

 

В своих трудах и страдании прилично человеку иметь терпение, к люд­ским же винам и пофешностям — великодушие.

 

Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дур­ные примеры.

 

Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение.

 

 

Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать.

 

Государства, в которых не оказывается почтение государю, начальству­ющим, в которых не имеют почтения ни к старикам, ни к отцам и ма­терям, близки к падению.

 

Дитя родителям оказывает благодарность покорностию и почтением.

 

Доброй хозяйки должность есть: быть тихой, скромной, постоянной, осторожной; к Богу усердной, к свекру и свекрови почтительной; с му­жем обходиться любовно и благочинно, малых детей приучать к спра­ведливости и любви к ближнему; перед родственниками и свойствен­никами быть учтивой, добрыя речи слушать охотно, лжи и лукавства гнушаться; не быть праздной, но радетельной на всякое изделие и бе­режливой в расходах.

 

Должно... возбуждати в них (юношестве) охоту ко трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякаго зла и заблужде­ния.

 

Если государственный человек заблуждается, если он рассуждает пло­хо, принимает ошибочные меры, то целый народ испытывает пагубные следствия этого. Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это на­чинание? Полезно ли? Прежде всего государственному человеку следу­ет иметь в виду следующие пять предметов: 1. Нужно просвещать на­цию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нуж­но способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно создать государство грозным в самом себе и внушающим ува­жение соседям. Каждый должен быть воспитан в сознании долга перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом, и нуж­но преподать ему некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни.

 

Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без раз­бора; отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света: по большей части оно скромно и «прячется где-нибудь» в отдале­нии. Доблесть не лезет из толпы, не жадничает, не суетится и позволя­ет забывать о себе.

 

Искусный стрелок, не попадая в цель, вину не кладет на лук или стре­лы, но у самого себя в требует отчета: однако для того бод­рости духа и охоты не теряет.

 

Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют

 

Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья.

 

Кто имеет веселье и веселиться не может, тот болен или отдается мыс­лям своим во угнетение.

 

Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна.

 

 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru