Чернышевский Николай Гаврилович
Цитаты, афоризмы, изречения - Россия

 

Чернышевский Николай Гаврилович (1828—1898).

 

Родился в Саратове в семье священника. В 1842—1845 гг. учился в Саратовской духовной семи­нарии, по окончании которой поступил на историко-филологическое от­деление Санкт-Петербургского университета. Получив в 1850 г. диплом, он стал преподавать в Саратовской гимназии русский язык и литературу. Уже здесь Чернышевский показал себя, как убежденный социалист и материа­лист. В 1853 г. переехал в Санкт-Петербург, где стал ведущим сотрудником журналов «Отечественные записки» и «Современник». В 1855 г. защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действи­тельности», сформулировав тезис «прекрасное есть жизнь» и утверждая, что содержанием искусства является «общеинтересное в жизни». В 1855— 1857 гг. Чернышевский выступил с рядом историко-литературных и лите­ратурно-критических статей, в которых отстаивал реализм и идею служению интересам народа. Затем последовали статьи «Очерки гоголевского пе­риода русской литературы»

Принимая участие в журнальных дискуссиях о разрешении крестьянского вопроса. Черньплевский в 1858—1859 годах пишет несколько статей, крити­куя либерально-дворянские проекты предстоящей реформы и выступая за ликвидацию помещичьей собственности на землю без всякого выкупа. В это же время он публикует несколько работ по политической экономии, доказы­вая неизбежность смены капитализма социализмом, когда отдельные классы наемных работников и нанимателей труда исчезнут, заменившись одним клас­сом людей, которые будут «работниками и хозяевами вместе».

В статье «Антропологический принцип в философии» (1860) Чернышевс­кий отстаивал теорию «разумного эгоизма». В 1862 г. совокупность идей и пр1шципов, выдвинутых Чернышевским, сделала его идейным вождем и со­ветником революционной народнической организации «Земля и воля». Вско­ре он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где написал роман «Что делать?», в котором высказал свои взгляды на современное об­щество. революционное подполье и на грядущие социалистические преобра­зования в России, утопические, как и весь социализм автора. В крепости он написал еще две повести и мелкие рассказы. В 1864 г. был осужден за «при­нятие мер к ниспровержению существующего порядка управления» к семи годам каторги и вечное поселение в Сибири.

После обряда «гражданской казни» был сослан в Нерчинскую каторгу, за­тем переведен в Александровский завод, а по окончании срока каторги по­селен в Вилюйском остроге, в шестистах километрах к северо-западу от Якутска.

Лишь в 1883 г. Чернышевский был переведен под надзор полиции в Аст­рахань, а еще через шесть лет получил разрешение жить на родине, где за­вершил работу «Характер человеческого знания», написал воспоминания о Н.А. Добролюбове, Н. А. Некрасове и перевел 11 томов «Всеобщей истории» Г. Вебера, сопроводив перевод своими статьями и комментариями. Умер в Саратове.

 

 

Богатство — вешь, без которой можно жить счастливо. Но благососто­яние — вещь, необходимая для счастья.

Вот, говорят, путешествие — лучшее средство образовать себя во всем: правда, точно правда! Как многому тут научишься.

В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.

В семейной жизни главное — терпение. Любовь продолжаться долго не может.

Все настоящее, хорошее приобретено борьбой и лишениями людей, го­товивших его; и лучшее будущее должно готовиться точно так же.

В чем разумность уважения к ученым? В том, что уважение к ним — лишь видоизменение уважения к науке, любви к знанию, любви к ис­тине; лишь перенесение этих чувств на наши чувства к отдельным лю­дям.

Где нет жизни — нет идеи; где нет бесконечного разнообразия — нет жизни.

 

Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеею.

 

Для измены родине нужна чрезвычайная низость души.

Жизнь так широка и многостороння, что в ней человек почти всегда найдет досыта всего, искать чего чувствует сильную и истинную потреб­ность.

...Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и, наконец, достигает такого развития, что они буквально «не могут жить друг без друга».

Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежнос­ти, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

Личное счастье невозможно без счастья других.

Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.

Любовь юная, прелестная, поэтическая, уносящая в мир грез, — на зем­ле только она одна может дать счастье!

Молодость — время свежести благородных чувств.

Наша цивилизация еще только начинается, и мы не в силах предста­вить себе, даже при самом пылком воображении, до какой власти нал природой доведет она нас.

Не довольно того, что просвещение приносит народу и благосостояние, и могущество: оно доставляет человеку такое душевное наслаждение, с которым ничто не может сравниться. Каждый образованный человек чувствует это и всегда скажет, что без образования жизнь его бьыа бы очень скучна и жалка.

Нелепо приниматься за дело, когда нет сил на него. Испортишь дело — выйдет мерзость.

Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для че­ловека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.

Никакое положение не оправдывает бездействия; всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать все, что можно.

Никогда еще не совершал ничего великого человек, не одушевленный страстной преданностью.

Одной честности мало для того, чтобы быть правым и полезным; нуж­на также последовательность в идеях.

Отвергать прогресс такая же нелепость, как отвергать силу падения.

Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде все­го народ.

Право жить и быть счастливым — пустой признак для человека, не име­ющею средств к тому.

Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гар­моническом развитии организма и здоровья.

Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан.

Пуста и бесцветна бывает жизнь только у бесцветных людей, которые толкуют о чувствах и потребностях, на самом деле не будучи способны иметь никаких особенных чувств и потребностей, кроме потребности рисоваться.

Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: «Я недовольна тобой, прочь от меня»; смотри на нее так, и она будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста.

Труд должен быть сообразен силам человека. Он дурен, то есть непри­ятен тогда, когда превышает их.

Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от гру­бости и пошлости.

Характер средств должен быть таков, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели. Дурные средства годятся только для дур­ной цели.

Характер человека больше всего выказывается в том, какого рода отдых легче и приятнее для него.

Что же милее всего для человека? Жизнь: потому что с нею только свя­заны наши радости, все наше счастье, все наши надежды.

 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru