Лютер Мартин (1483—1546).
Цитаты, афоризмы, изречения - Германия


Лютер Мартин (1483—1546).

 

Родился в городе Эйслебене, в Саксонии. Отец его в молодости был рудокопом, а затем стал хозяином плавилен и меднорудных разработок.

Окончив обычную школу, Лютер в 1501 г. поступил на юридический факультет Эрфуртского университета, но занимался более всего не правом, а теологией. Окончив университет в 1505 г. со степенью магистра свободных искусств, он ушел в эрфуртский монастырь ордена августинцев, где стал изучать средневековую мистику.

В 1512 г. Лютер получил степень доктора богословия, занимая в это время должность профессора теологии в недавно открывшемся Виттенбергском университете. В эти же годы он начал разрабатывать свое учение, вошедшее впоследствии в историю религии как лютеранство. Суть учения состояла в том, что всякий верующий христианин непосредственно связан с Богом и для этого не нужны многочисленные посредники — попы, монахи, епископы, кардиналы и сам папа, которые к тому времени так дискредитировали Римскую католическую церковь, что и простым людям, и многим владыкам дорогостоящий ♦римский содом» был ненавистен и совершенно неприемлем духовно.

Лютер отверг монашество, безбрачие духовенства, культ святых, заявил, что не в уходе от мира, а в служении миру человек должен искать пути спасения; и это и есть истинное служение Богу. Он утверждал, что Библию следует читать не на латыни, а на родном языке. Кроме того, он по-иному, чем католики, истолковал некоторые вопросы богословия и после упорной проповеднической деятельности 31 октября 1517 г. прибил на дверях виттенбергской церкви 95 тезисов своего учения. Он развил учение во многих трудах и, будучи отлучен папой Львом X от Церкви как злостный еретик, публично сжег его буллу.

В 1520 г. Лютер написал трактат «К христианскому дворянству немецкой нации», в котором призывал дворян Германии освободиться от папского засилья. В 1528—1529 гг. он написал «большой» и «малый» катехизисы — для духовенства и для народа.

Важнейшим вкладом Лютера в немецкую культуру был перевод Библии с латыни на немецкий язык (окончен в 1534 г.).

Умер в своем родном городе Эйслебене.

 

 

Длящийся мир — самое большое благо на земле, от которого зависят также все другие преходящие блага, — есть исконный плод настоящего проповеднического служения. И там, где оно совершается, не бывает войн, ссор, кровопролития; там же, где оно исполняется неправильно, возникают постоянные беспокойства, желание вести войну и проливать кровь.

Как работа и честь проповеднического служения состоит в том, чтобы сделать из грешников настоящих святых, из мертвых — живых, из проклятых — блаженных, из слуг дьявола — детей Божьих, так и работа, и честь светской власти состоит в том, чтобы из диких зверей сделать людей и предохранить их от дикости. Она сохраняет каждому его тело, не разрешает, чтобы его кто-нибудь повредил; она сохраняет каждому его жизнь, чтобы не мог кто-нибудь ее взять и обесчестить;

охраняет каждому его ребенка, чтобы его не мог кто-нибудь увести или похитить; она сохраняет каждому его дом и его двор, чтобы кто-нибудь не смог ворваться туда и что-нибудь нарушить; она сохраняет каждому его поля, скот, имущество всякого рода, чтобы их не мог кто-нибудь похитить или повредить. В этом отличие людей от животных.

Ложь всегда извивается, как змея, которая никогда не бывает прямой, ползет ли она или лежит в покое; лишь когда она мертва, она пряма и не притворяется.

Любовь, подобно теплу, должна согревать со всех сторон и склоняться в ответ на любую мольбу наших братьев.

Любовь порождает радость, добрую волю и свободу в душе, которая охотно служит ближнему и не считается с благодарностью и неблагодарностью, хвалой и хулой, приобретениями и утратами.

Музыка — лучшее утешение для опечаленного человека.

Мы не можем запретить птицам пролетать над нашей головой, но мы не позволим им садиться нам на голову и вить на ней свои гнезда. Подобно этому мы не можем запретить дурным мыслям иногда приходить к нам в голову, но мы должны не позволять им гнездиться в нашем мозгу.

На том стою и не могу иначе, и да поможет мне Бог!

Никто в христианстве не обладает властью причинять вред или запрещать противиться разрушению. В церкви нет никакой иной власти, кроме власти, направленной на созидание.

Никто не должен покидать своего ближнего, когда тот в беде. Каждый обязан помочь и поддержать своего ближнего, если хочет, чтобы ему самому помогли в несчастье.

Праведный священник служит людям для тела и души, имущества и чести.

Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других; ибо те, кто ищет счастья, забывают, что самый верный способ добиться счастья для себя — это искать его для других.


 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru