Шумер и Акад
Цитаты, афоризмы, изречения - Древний мир

ДРЕВНИИ МИР ДРЕВНИЙ ВОСТОК
ШУМЕР И АККАД


Одной из древнейших литератур мира была шумеро-аккадская, распрост-раненная на землях шумеров в двуречье Тигра и Евфрата и называющаяся ныне вавилоно-ассирийской. В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. шумеры изобрели письменность — клинопись на глиняных табличках. Ниже помещаются фрагменты «Сказания об Атрахасисе» — герое, спасшем от потопа людей и животных подобно более позднему библейскому Ною, — и отрывки из знаменитого «Сказания о Гильгамеше» — реально существовавшем герое (конец XXVII — начало XVI в. до н. э.).
Сказание об Атрахасисе (имя его означает «Весьма Премудрый»)


Когда боги, подобно людям,

Бремя несли, таскали корзины,

Корзины богов огромными были,

Тяжек труд, велики невзгоды.


Был Ану, отец их, вышним владыкой.
Их советником — воитель Энмиль.
Ану получил во владение Небо,
Власти Энмиля подчинили Землю.
Начали боги выкапывать реки —
Жизнь страны, — каналы прорыли;
Реку Тигр они прокопали,
Реку Евфрат прокопали также.


Две с половиной тысячи лет Трудились они в болотах и топях.
(Но решили боги, что следует эту работу переложить на плечи людей, и тогда они обратились к вышнему владыке — Ану, — и тот сказал:)
«Да создаст праматерь род человеков,
Бремя богов на него возложим».
...Труд богов поручили человеку,
Пусть несет человек иго божье!


В первый же месяц, в дни седьмой и пятнадцатый «Премудрого» бога, что имеет разум,
Они убили в своем собрате.


Из его тела, на его крови Намесила богиня Нинту глины.
Чтоб вечно слышали стуки сердца,
Разум живет во плоти бога,
Знает живущий знак своей жизни,
Не забывал бы, что имеет разум...
(Атрахасису во сне явился добрый бое Эйа и предупредил его о том, что Совет богов решил устроить вселенский потоп.)


Следи же за совестью, что ныне имею Я:
«Внемли, о стена! Хижина слушает! Разрушив свой труд, корабль выстрой! Презри богатства, спасай душу!
Корабль, который ты построишь, шириною длине да будет равен!
Назови его именем «Спасающий жизни»! Покрой его крышей
Так, чтобы солнце не проникало. Да будет закрыт он и сверху, и снизу!
Его снаряженье должно быть прочным.
Пусть густая смола укрепит его крепость.


Я же нашлю на вас ливень. Изобилие птиц, обилие рыбы.
Следи за сроком, что сообщу я.
В корабль войди, закрой все двери.


Возьми зерна и добра, что имеешь, жену, семью, родных, рабочих.
Тварей степных травоядных и диких я пошлю к тебе, к твоим воротам». Атрахасис... так говорит владыке Эйа: «Я никогда корабля не строил. Чертеж на земле мне начерти ты. Очертанья увижу — корабль построю». ...Со своим топором приходит плотник, камень свой несет строитель.


Даже малыш смолу таскает, даже бедняк несет, что может.
Ва, что имел, погрузил он на судно. Светлых животных взял он с собою. Скот домашний и диких тварей. И тварей степных на борт поднял.


День начал менять лики. Загремел Адад (бог грома) в черной туче.
Едва он рык его услышал, взял смолы, замазал отверстия.
Взвыли ветры, оборвался канат, сорвалось судно.


Вздымается ветер, несет бурю, ураганы и ветры завыли пред ним. Колесницей богов ураган несется. Поднялись воды, и потоп вышел.
Как дикий бык потоп бушует. Как ревущий осел завывает ветер.
Шум потопа дрожать богов заставил.
Семеро суток — ночей и дней бушевали потоп, ураган и ливень. (Атрахасис на восьмой день.)
На четыре ветра принес он жертву. Он поставил богам воскуренье, Приготовив пищу, пред богами поставил.
Боги почуяли благовонный запах, к приношенью, словно мухи, собрались. Поднялась Нинту (богиня-мать, покровительница рожениц),
Перед всеми встала: «Воистину темные дни не вернутся!»...
Древнейшим героическим эпосом, дошедшим до нас, является шумерское Я «Сказание о Гильгамеше» (XXVI в. до н. э.), повествующее о реальной исторической личности — пятом правителе первой династии города Урука (библейский Эрех), столицы государства Шумера. Гильгамеш был обожествлен вскоре после смерти, о его подвигах и была написана одна из древнейших поэм, содержащая легенды и мифы. Авторство приписывается урукскому заклинателю Синликеуннинне, написавшему поэму «О все видавшем», позднее получившую название «Сказание о Гильгамеше».
Фрагмент, приведенный ниже, рассказывает о том, как дочь верховного бога Ану — богиня любви и войны Иштар — влюбилась в Гильгамеша.
Он умыл свое тело, все оружье блестело,
Со лба на спину власы он закинул,
С грязным он разлучился, чистым он облачился.
Как покинул он плащ и стан подпоясал,
Как венчал Гильгамеш себя тиарой —
На красоту его подняла очи красавица государыня Иштар: «Давай, Гильгамеш, будь мне супругом,
Зрелость тела в дар подари мне!


Ты лишь будешь мне мужем, я буду женою!
Приготовлю для тебя золотую колесницу,
С золотыми колесами, с янтарными рогами,
А впрягу в нее бури могучих мулов.
Войди в наш дом в благоухании кедра!
Как входить ты в дом наш станешь,
И порог и престол да целуют твои ноги.
Да преклонят колени государи, цари и владыки». Гильгамеш уста открыл, и молвит он государыне Иштар: «Зачем ты хочешь, чтобы я взял тебя в жены?
Я дам тебе платьев, елея для тела,
Я дам тебе мяса в пропитанье и в пищу.
Накормлю тебя хлебом, достойным богини,
Вином напою, достойным царицы,
Твое жилище пышно украшу.
Твои амбары зерном засыплю,
Твоих кумиров одену в одежды, —
Но в жены себе тебя не возьму я!
Ты — жаровня, что гаснет в холод,
Черная дверь, что не держит ветра и бури,
Дворец, обвалившийся на голову герою,
Слон, растоптавший свою попону,
Плита, не сдержавшая каменную стену,
Таран, предавший жителей во вражью землю. Сандалия, жмущая ногу господина.


Какого супруга ты любила вечно?
Какую славу тебе возносят?
Давай перечислю, с кем ты блудила!
Супругу юности твоей, Думузи,
Из года в год ты судила рыданья.

Птичку-пастушка еще ты любила —
Ты его ударила — крылья сломала.

И льва ты любила, совершенного силой, —
Семь и семь ему ты вырыла ловушек.

И коня ты любила, славного в битве, —
Кнут, узду и плоть ты ему судила,

И еще ты любила пастуха-козопаса,

Каждый день сосунков тебе резал:

Ты его ударила, превратила в волка.

Гоняют его свои же подпаски,

И собаки его за ноги кусают.

И со мной, полюбив, ты так же поступишь!»

Одна из древнейших на земле пословиц афористического типа, происходящая из Шумера:
Не делай зла — не будешь в вечном страхе.

 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru