Платон (427—347 до н. э.).
Цитаты, афоризмы, изречения - Древняя Греция


Платон (427—347 до н. э.).


Выдающийся древнегреческий философ-идеал ист. Родился и умер в Афинах. Происходил из старого аристократического рода. Около 407 г. до н. э. познакомился с Сократом и стал одним из его лучших учеников. После смерти Сократа, последовавшей в 399 г. до н. э. Платон уехал в город Мегару на Коринфском перешейке — богатый и крупный торгово- промышленный центр Греции, которому принадлежало множество колоний. Отсюда он совершил путешествия в Египет, Кирену, на юг Италии и Сицилию, познакомившись, в частности, с последователями Пифагора. Затем Платон возвратился в Афины и там около 387 г. до н. э. открыл первую в мире Академию, назвав новое учебное заведение именем мифического героя Ака- демоса, который, по преданию, указал Диоскурам — сыновьям Зевса, брать- ям-близнецам Кастору и Полидевку, — где Тесей прятал их сестру Елену Спартанскую, виновницу начала Троянской войны.

Платон читал в Академии лекции и много писал. Почти все его книги написаны в форме диалогов, которые ведет с оппонентами Сократ. Платон оставил более 30 книг, которые носят имена известных философов, опровергаемых или поддержанных Плат оном устами Сократа. Таковы, например, «Апология Сократа», «Протагор», «Торгий» и т. п. Десять книг Платон назвал «Государство», а в конце жизни написал книгу «Законы».

Платон не изложил свои философские взгляды систематически, а оставил как бы зримую лабораторию мысли, где важнейшим является его учение о триаде: единое, ум и душа.

Платон считал, что душа бессмертна, что в соединении с таким же бессмертным умом они становятся причастны истине и вечным идеям, которые являются сущностью вещей, конечной парадигмой которых является космос.

В книге «Государство» Платон выдвигал социальную триаду граждан: философов, управляющих государством, воинов, охраняющих его, и тружеников — крестьян и ремесленников, создающих все необходимое для граждан.

Существовавшие при нем три формы государственной власти — монархию, аристократию и демократию — Платон подверг уничтожающей критике, выдвинув идею создания утопического государства, в котором нет частной собственности, где цари философствуют и философы царствуют, где существует общность жен и детей, где дети не знают своих родителей, а воспитываются всем обществом.

Что же касается материи, то она для Платона была отражением и истечением идеи. Все это, вместе взятое, позволяет считать Платона первым объективным идеалистом в мировой философии.

 

Бог в нас самих.

Быть обманываемым самим собою — хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.

Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

1054.     В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих.

Гимнастика есть целительная часть медицины.

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.

Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Крайняя несправедливость — казаться справедливым, не будучи таким.

Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих к чести и славе тех, кто эти дела совершил.

Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.

Кто не совершает несправедливости — почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей.

Любимое часто ослепляет любящего.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Надежды — сны бодрствующих.

Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.

Не прибавляй огонь к огню.

Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим.

Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. И однако, все ее страшатся как бы в сознании, что она — величайшее зло.

Никто не становится хорошим человеком случайно.

Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

Основа всякой мудрости есть терпение.

Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.

Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол. Да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно.

Развитие телесной силы и жизнерадостности во многом зависит от веселых, живых, но невинных игр.

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.

Речь истины проста.

Сколько рабов, столько врагов.

Сократ — друг, но самый близкий друг — истина.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях.

Хорошее начало — половина дела.

Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.

Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их заслуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.

Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?


 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru