Ян Чжу
Цитаты, афоризмы, изречения - Древний Китай


Ян Чжу (ок. 440—360 или 414—334 до н. э.).

Древнекитайский мыслитель- вольнодумец, ученик Лаоцзы, автор трактата «Ле-цзы», необычайно популярного в Китае. По мнению философа Мэнцзы (372—289 до н. э.), — одного из I самых активных последователей Конфуция, «слова Ян Чжу заполнили Поднебесную».

Ян Чжу, носивший также имена Янцзыцзюй и Ян Шэн, справедливо признается создателем своего направления в даосизме — гармонии человека с j природой. Один из самых решительных противников и критиков конфуцианства, считавшийся после смерти не просто вольнодумцем, но и еретиком. Его к сочинения не сохранились. Краткий пересказ его жизни и взглядов дошел до нас в даосском трактате «Ле-цзы». В главе  трактата «Ле-цзы» приводится [диалог Ян Чжу со своим учеником Мэном.


Мэн спросил:

—           Родился человеком, к чему стремиться, к чему слава?

—           Слава ради богатства, — ответил Ян Чжу.

—           Если стал богат, к чему еще стремиться?

—           К знатности.

—           Стал знатным, к чему стремиться дальше?

—           К смерти.

—           Что же потом?

—           Благоденствие сынов и внуков.

—           Разве слава приносит благоденствие сынам и внукам?

—           Благодаря посмертной славе благоденствие распространяется на весь род, а богатство на общину. Поэтому ради славы изнуряют тело и иссушают сердце. Однако следует знать, что каждый стремящийся к славе должен быть бескорыстным. Следует знать и то, что владеющие истиной не обладают славой, а владеющие славой не обладают истиной...

—           Зачем же живет человек? Для наслаждения? Для красоты и яств? Для музыки и любви? Но красотой и пиршествами нельзя наслаждаться постоянно — пресыщаешься. А тут запрещают наказаниями и убеждают наградами. Зовут вперед во имя славы и толкают назад с помощью закона. Спешим состязаться за миг пустой славы, домогаясь славы с избытком после смерти. Сгибаясь, внимательно слушаем и смотрим, сожалея об истинности или ложности собственных желаний. Если неспособны даже на миг беспечности, то чем же отличаемся от пленника в тяжких оковах?


Люди далекой древности действовали, следуя велению своего сердца, и не шли против своих естественных желаний. Не избегали наслаждений при жизни, поэтому их и не манила слава.

В жизни все вещи друг от друга отличаются, а в смерти все одинаковы. При жизни отличаются друг от друга умные и глупые, знатные и низкие; в смерти же одинаковы тем, что все смердят и разлагаются, гниют

и исчезают... Следует наслаждаться при жизни, к чему хлопотать о том, что будет после смерти!


.              «При жизни друг друга жалеть, по смерти друг друга покидать» — в этой древней пословице истина. «Друг друга жалеть* — это готовность дать отдохнуть усталому, накормить голодного, обогреть замерзшего, найти выход для зашедшего в тупик. «Друг друга покидать» — эти слова говорят не о том, чтобы не оплакивать покойника, а о том, чтобы не облачать в узорную парчу, не класть ему в рот жемчуг и нефрит, не приносить жертв, не ставить блестящих сосудов.

.              Как заботиться о своей жизни? Не мешать себе, не останавливать себя. Жить свободно, и только. Позволить ушам слушать то, что хочется; позволить глазам смотреть на то, на что хочется; позволить устам говорить то, что хочется; позволить телу покоиться так, как хочется; позволить сердцу мыслить так, как хочется; мысли хочется свободы, и мешать ей — значит не давать ей идти вперед.

.              Проживешь так, и будет жизнь твоя радостна до дня смерти. Это я и называю заботой о своей жизни. Если же станешь неотступно обуздывать себя и жить в скорби и заботах во имя долголетия, так проживи пусть даже сто лет, тысячу лет — это не то, что я называю заботой о своей жизни.

.              Жизнь такая редкая удача, а смерть так легкодостижима. Кто же это придумал — проводить с таким трудом доставшуюся жизнь в ожидании столь легко приходящей смерти? Насиловать свои чувства и природу, чтобы заманить славу? Это для нас хуже смерти! Желая исчерпать до дна все наслаждения своей единственной жизни, испытать все радости этих лет, тревожимся лишь о том, чтобы переполненный желудок не помешал вволю пить; чтобы утрата силы не помешала вволю предаваться плотским удовольствиям. Не печалит нас ни дурная слава, ни опасность для жизни.

Чжуанцзы (ок. 9— до н. э.). Автор классического даосского трактата, носящего его имя. Трактат написан около  г. до н. э. и направлен против конфуцианства и учения философа и политического деятеля Моцзы (9— до н. э.) — одного из первых противников Конфуция, выражавшего интересы низших слоев древнекитайского общества — крестьян, ремесленников, мелких торговцев — и утверждавшего, что главным принципом в человеческом обществе является принцип всеобщей любви и взаимной выгоды. Трактат «Чжуанцзы» состоит из нравоучительных новелл и притч. Предлагаем три из них.


.              «Одобрение и порицание — вот что я называю человеческими наклонностями, — сказал однажды Чжуанцзы. — Я называю человеком без человеческих наклонностей того, кто не позволяет утверждением и отрицанием ущемлять себя внутри, следует тому, что само по себе таково, и не пытается улучшить то, что дано жизнью».

.              Чжуанцзы удил рыбу, а правитель Чу прислал двух сановников с приказом возложить на Чжуанцзы бремя государственных дел. Чжуанцзы же сказал в ответ:

—           Я слыхал, что в Чу есть священная черепаха, которая умерла три тысячи лет назад. Правитель завернул ее в шелк и положил в драгоцен-

ный ларец, а ларец поставил в храм предков. Что бы предпочла черепаха: быть мертвой, но чтобы поклонялись ее костям, или быть живой, даже если бы ей пришлось волочить свой хвост по грязи?

Оба сановника ответили:

—           Конечно, она предпочла бы быть живой, даже если бы ей пришлось волочить хвост по грязи.

—           Уходите прочь! — воскликнул Чжуанцзы. — Я тоже буду волочить хвост по грязи.


.              Чжуанцзы умирал, и ученики собрались устроить ему пышные похороны.

Чжуанцзы сказал;

—           Небо и земля будут мне внутренним и внешним фобом, солнце и луна — парой нефритовых дисков, звезды — жемчужинами, а вся тьма вещей — посмертными подношениями. Разве чего-то не хватает для моих похорон? Что можно к этому добавить?

—           Но мы боимся, — ответили ученики, — что вас, учитель, склюют вороны и коршуны.

Чжуанцзы сказал:

—           На земле я достанусь воронам и коршунам, под землей пойду на корм муравьям. У одних отнимут, а другим — дадут. За что же муравьям такое предпочтение?

Сюньцзы (ок. —ок.  до н. э.) — один из выдающихся последователей учения Конфуция. Свои взгляды он изложил в трактате, носящем его имя. Основываясь на учении Конфуция, Сюньцзы дополнил его учением о «злой природе человека», которую укрощает и переделывает «просвещенный правитель». Сюньцзы придавал большое значение неприкосновенности социальной иерархии и выполнению всеми подданными императора долга перед ним.

Учение Сюньцзы впоследствии стало фундаментом официальной идеологии императорского Китая.


 Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.

.              Взимание непомерных налогов — это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.

.              Вместо того чтобы возвеличивать небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо? Вместо того чтобы служить небу и воспевать его, не лучше ли, преодолевая небесную судьбу, самим использовать небо в своих интересах?

.              Война — это путь обмана.

.              В учении нельзя останавливаться.

.              Готовность пожертвовать собой ради выполнения долга есть основа под-держания жизни.

.              Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.

Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах.

Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.

Заниматься делом — это то, что ненавидят люди; заслуги и власть — это то, что они любят.

Земляной червь не имеет острых когтей и клыков, у него нет крепких мышц и костей, и все же на поверхности он питается пылью, а под землей — пьет подземную воду. Это происходит потому, что он весь — старание! Краб имеет восемь ног и две клешни, однако он поселяется в уже готовых ходах, сделанных змеями и угрями, — другого пристанища у него нет. Это происходит потому, что краб нетерпелив. Поэтому тот, кто не имеет глубоко скрытых желаний, не сможет обладать блестящей мудростью; тот, кто не отдается целиком делу, не будет иметь блестящих успехов.

Когда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества. Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств.

Когда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует. Когда рассказывают о неприличном, не следует задавать вопросов. Когда рас-сказывают неприличные вещи, не следует слушать.

Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.

Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий — это недостойный путь управления страной.

Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.

Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применить меры наказания.

Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.

Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености.

Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания.

Полагаться на законы и к тому же понимать их положения — только так можно добиться согласия.

Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути.

Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.

Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными свойствами и мудростью — он должен еще получить мудрого учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья хороших людей и дружить с ними.

С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, мой учитель: тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, мой друг; тот, кто мне льстит, мой враг.

То, что совершается без участия труда человека, и то, что он получает помимо своих желаний, составляет деятельность неба... Когда человек отказывается делать то, что ему предназначено, и ждет, что небо сделает все за него, — он заблуждается.

Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!

Физический труд — это то, что служит добродетели.

Человек должен делать те дела, которые хотя и требуют тяжелого физического труда, но успокаивают его разум.

Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью.

Китайская народная мудрость

Кроме перечисленных выше древнекитайских мыслителей, существовало и

множество других, оставивших нам немало мудрых мыслей. Их изречения стали всенародным достоянием, войдя в золотой фонд китайской мудрости.

Безрассудный глупец, кто дрожит над своим добром. Ожидает его непочтительных внуков смех.

Будьте деятельны и, если у вас найдутся силы, учитесь просвещению!

Воспитание часто бывает личиною, пригодною для того, чтобы скрыть под нею безобразие, но оно не дает другого лица.

...Для того чтобы управлять государством, имеющим тысячу боевых колесниц, нужно быть осмотрительным, правдивым, умеренным в потребностях, любить народ, знать время, когда можно привлекать народ к исполнению повинностей.

Доброта — это согласие воли с совестью.

...Если вся страна вокруг тебя бедствует, исчезает и дарованное Небом богатство правителя.

Если в сознание закрались мысли об успехе и неудаче, демоны разума завладевают им. Если в сознание закралась похоть, демоны распутстве завладевают им. Если в сознание закралась тревога, демоны отчаяния завладевают им. Если в сознание закралась распущенность, демоны одержимости завладевают им. Если в сознание закрались мечты о возвышенной дружбе, демоны гордыни завладевают им. Если в сознание закрались мечты о вкусной еде, демоны чревоугодия завладевают им. Все эти демоны — призраки, созданные из темноты и мрака, ветра и воздуха, земли и красок, дряхлых тел и бренных предметов. Эти признаки и наше сознание друг друга возбуждают, и дух человека откликается их воздействию. Тот, кто подпал под власть демонов, одержим мыслями о выдаю-щихся свершениях. Он не говорит, что служит демонам, но говорит лишь, что служит одному Дао. В конце концов в нем все мертвеет. Только мудрый может сделать дух одухотворенным, но не искать в духе духовность. Он опирается на все десять тысяч вешей и не теряет силы, их рождающей. Он может все собрать, все рассеять, всему противостоять. Каждый день он откликается всему сущему, но его сердце пребывает в покое.


Жил при дворе царя рисовальщик. Царь задал ему вопрос:

—           Что всего труднее рисовать?

—           Собак и лошадей, — был ответ.

—           А что всего легче?

—           Бесов и души умерших, — был ответ. — Ведь собаки и лошади людям известны, с утра до вечера они перед глазами, поэтому здесь нельзя ошибиться, а значит, и рисовать их труднее. Бесы же и души умерших не имеют телесных форм, недоступны взору — поэтому и рисовать их легко.



И цветенью, и тлену свое предназначено время.

.              Как легко высыхает на листьях роса!

Исчезает роса по утрам — и является вновь.

А когда человек, раз умерший, воротится к нам?



Когда в государстве смута — возникают «верноподданные»...

Когда добрый человек проповедует ложное учение; оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение оно становится ложным.

Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи...

Когда нужно говорить и не говорят, теряют людей. Когда не нужно говорить и говорят, теряют слова. Мудрый не теряет людей, не теряет слов.

...Когда у народа много оружия, в стране растут раздоры...

Кто благороден, тот от злой обиды своим не изменяет убежденьям...

...Людям дают, что им нужно. Давать меньше, чем нужно, а брать больше, чем нужно, это значит быть представителем власти.

...Можно утруждать ум и можно утруждать тело. Утруждающие ум управляют людьми, а утруждающие тело людьми управляются. Управляемые кормят других, а управляющие от них кормятся...

Ни один человек не подобен металлу и камню, и не в силах никто больше срока продлить себе годы.

Так нежданно, так вдруг превращенье и нас постигает, только добрую славу оставляя сокровищем вечным.

Природа людей непостоянна: они ткут и одеваются, пашут и едят — это можно назвать общими их свойствами. Единство и равенство — естественное их состояние...

Слова нужны, чтоб поймать мысль; когда мысль поймана, про слова забывают. Как бы мне найти человека, забывшего про слова, — и поговорить с ним!

То, что сделало прекрасной мою жизнь, сделает прекрасной и мою смерть.

...Ты можешь обтесать бревно как хочешь, но свойства дерева в нем сохранятся.

...Человек, занимающий высокое положение, обладая мужеством, но не имея сознания долга, делается мятежником, а человек, занимающий низкое положение, обладающий мужеством, но не имея сознания долга, делается разбойником.


 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru