Иоанн Дамаскин (ок. 675—ок. 753).
Цитаты, афоризмы, изречения - Византия

 

Иоанн Дамаскин (ок. 675—ок. 753).

 

Родился в Дамаске в VIII в. Известен как первый византийский писатель, выступивший в защиту иконописания, смело бросивший вызов императору Льву Исавру (717—741), запретившему иконо- почитание в своей стране.

В 754 г. так называемый Иконоборческий собор предал проклятию Иоанна Дамаскина как «мыслящего по-сарацински, сочинителя лжи, клеветавшего на Христа, злоумышлявшего против империи, учителя нечестия, извращавшего Писание».

Оставив Дамаск, Иоанн Дамаскин ушел в Иерусалим, став монахом в монастыре святого Саввы, где занялся поэзией и философией. Там он и умер, оставив после себя главный труд догматического богословия «Источник знания», состоящий из трех частей: «Диалектика», «Книга о ересях» и «Точное изложение православной веры».

Вселенский собор 787 г., осудив иконоборчество, прославил Иоанна Дамаскина. назвав его «глашатаем истины».

 

Алчная душа всем злым делам начало.

Бессильными врагов своих всегда называют глупые.

Благоразумного и красноречивого мужа до беседы с ним не всегда и заметишь: как и огонь, скрытый в терне; лишь когда выйдет наружу, производит на воздухе пламя.

Больному не следует скрывать свою болезнь от врача, а бедняку при-крывать нищету свою перед друзьями.

Буря не повреждает маленькие деревья, а высокие, сломав, вырывает с корнем.

Во время испытания стекаются все беды.

Всегда ненавидят безумные мудрых, неучи ученых, скверные несквер-ных, а испорченные хороших.

Всякий, кто строит козни против ближнего своего, упадет в ров, который вырыл.

Даже когда враг бессилен, мудрый царский первосоветник не позволя-ет царю идти на бой, если можно миром уладить.

Дерево, даже и подрубленное топором, снова срастается, и рана от стрелы излечивается и зарастает. Но стрела словесная неисцелима, ведь она попадает в самое сердце.

Доказательство истинной любви состоит в том, чтобы любить любимых и враждовать с врагами.

Должно хранить тайны своих друзей. Не хранящий тайну бесчестит свою совесть и посрамляет доверие к себе.

Дурной и коварный человек превратит любовь во вражду и смуту, если пристроится к друзьям.

Если мудрый человек оказывается в несчастье, он покоряется даже нич-тожным, пока не достигнет желаемого.

Затевающие войну сами попадают в свои сети.

Из мудрых никто не осмелится на следующие три вещи: к царям при-ближаться, пить яд для пробы, вверять тайну женщине.

Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем сопротивлением.

Кормить врагов весьма похвально.

Кто довольствуется малым, живет беззаботной жизнью.

Кто не довольствуется малым, а устремляет свои взоры на многое и дальнее, не задумываясь о причинах и следствиях, добьется того же, чего мухи: им ведь недостаточно, чтобы летать на цветы и деревья, вот и оказываются они задавлены, влетев порою в слоновые уши.

Кто останется невредим, служа царям и приближаясь к ним? Властители похожи на скверную блудницу, которая сходится со многими мужчинами.

Кто стремится к добру, должен быть готов терпеть зло.

Лучше по огню и по змеям ходить, чем жить со злыми советчиками.

Многие сильные побеждены бывают немощными.

Мудрость и многомощных побеждает.

Мудрый знает, как поступать и там, где не имеет опыта; глупый ошибается и в том, чему учился.

Мудрый от разума бодр, а безумный от неумия пьян.

Не вверяй своей тайны тому, кто угощает тебя, прежде чем не узнаешь его верности и дружбы.

Не заботься о богатстве, человек многоумный почтен и без богатства.

Не обличай безумного, чтобы не возненавидел он тебя.

Не следует пренебрегать четырьмя вещами: огнем, болезнью, врагом, долгом.

Нет большего удовольствия в мире, чем дружеская беседа.

Нет ничего сильнее хорошего совета и ничего вреднее скверного дела.

Нужно, чтобы владыки не презирали малых, которые под ними: ведь малые уже не малые, когда полезны великим.

Одухотворенный и щедрый муж хоть и не долго проживет, но к долгожителям причисляется, а тот, кто житейской суетою и убогостью существует, кто не способен ни себе, ни другим пользы принести, тот кратковечен и несчастен будет, даже если и до глубокой старости доживет.

Одухотворенный муж назначен к тому, чтобы восходить, а ничтожный — всегда опускаться. Ведь очень трудно снизу забраться наверх, но сверху спускаться легко, не то что восходить.

Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость.

Пока нет войны, усмирять врагов нужно дарами; если же ополчились они на тебя, нельзя уклоняться. Терпенье и смиренье нужно иметь и для мира, и для войны.

Среди мудрых нет чужаков.

Тот, кто смешивает драгоценные камни и жемчуг с оловом, больше бесчестит себя, чем жемчуг.

Удаляйся от коварного человека, даже если вы в родстве или близки с ним.

Умный способен понимать даже мысли ближнего, наблюдая за его поведением и обликом.

Хоть и много в царском дому мышей, но нет в них нужды, пусть и близко они; птица же по имени сокол хоть и дика, но за свойства свои призывается, принимается и на царской руке сидит.

Хоть сколько мажь медом горький плод, не переменит он своей горечи в сладость.

Храбрый испытывается в скорбное время, а верные друзья — в беде.


 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru