Макиавелли Никколо (1469—1527).
Цитаты, афоризмы, изречения - Италия

 

Макиавелли Никколо (1469—1527).

 

Родился в знатной, но обедневшей семье во Флоренции. В 1498 г. стал секретарем Совета Десяти Флорентийской республики. В 1512г., когда власть во Флоренции в шестой раз узурпировал род Медичи, Макиавелли был отставлен от службы и сослан в свое загород -

ное имение неподалеку от города. Там, воспользовавшись свободным от каких-либо служебных обязанностей временем, он написал несколько трудов по

политической истории, философии и теории военного дела. Наиболее значительными считаются трактат «О военном искусстве» (1521) и четыре книги «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), «Государь» (1532)— второе название русского перевода этой книги — «Князь»; «История Флоренции» (1532). Убежденный патриот, считавший, что все беды Италии

происходят из-за раздробленности и возникающих от этого кровавых между- усобиц, Макиавелли разработал теорию государства, попытавшись (и во многих аспектах небезуспешно) раскрыть законы развития государства не с теологической, а с человеческой точки зрения, учитывая реальную обстановку социального развития и непосредственное влияние психологии выдающихся личностей.

Он полагал, что выдающаяся личность всегда способна противостоять любым ударам слепой судьбы, разделяя и укрепляя такой концепцией гуманистические идеологические начата философии эпохи Возрождения. Считая республику лучшей формой государства, Макиавелли понимал, что в условиях современной ему Италии возможно лишь централизованное государство с единовластным правителем. Кодексу поведения такого государя посвящены многие страницы книги «Князь», где утверждается, что для сохранения государства хороши и пригодны любые методы.

Макиавелли был также автором комедии «Мандрагора» и циклов карнавальных песен, сонетов и новелл.

После выхода книги «Князь» в литературе появился термин макиавеллизм,

означающий политику коварства и вероломства, направленную на достижение

конечной цели любыми способами.

Умер Макиавелли во Флоренции.

 

Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.

Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.

Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале.

Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.

Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.

Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать.

Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах.

Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.

Как показывает опыт, заговоры возникали часто, но удавались редко.

К оружию следует прибегать в последнюю очередь, когда другие средства окажутся недостаточны.

Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.

Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей.

Любовь плохо уживается со страхом.

Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.

Люди — враги всяких затруднительных предприятий.

Люди по своей натуре таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кго сделал добро им.

Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.

Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно — требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным.

Неразумие людей таково, что они часто не замечают               яла внутри         того,

что хорошо с виду.

Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение             опаснее, а         успех

сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.

Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает.

Основой власти во всех государствах — как унаследованных, так и смешанных и новых — служат хорошие законы и хорошее войско.

Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое — ты только себе вредишь. Ничто другое не истощает тебя так, как щедрость: выказывая ее, одновременно теряешь саму возможность ее выказывать и либо впадаешь в бедность, возбуждая презрение, либо разоряешь других, чем навлекаешь на себя ненависть.

С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во- вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю.

Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадешь в другую.

Следует остерегаться злоупотреблять милосердием.

Умы бывают трех видов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может.

Человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми, и подражать наидостойнейшим, чтобы если не сравниться с ними в доблести, то хотя бы исполниться ее духа.

Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки.


 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru