СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГИПНОСУГГЕСТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Психотехники - Технологии психического воздействия


Не существует отдельной социально-психологической терапии. Любая психотерапия: индивидуальная, семейная или групповая двунаправлена - внутрь человека, разрешая его внутренние конфликты, и вне его, гармонизируя его отношения с окружающими. Можно предположить, что социальная составляющая гипносуггестивной психотерапии является определяющей в определении направления психотерапевтического процесса.

Впервые на важность социальных связей и поведения в проявлении нарушений у пациента обратил внимание Адлер. Он считал, что «социальный интерес — это наиболее важный фактор в подходе к воспитанию и лечению».

В классическом гипнозе сформировалась и воплотилась идея групповой психотерапии, которая взяла на вооружение возможность и необходимость создания терапевтического социума в группе. В независимости от того, была ли группа монопроблемной или в ней собирались пациенты с различными запросами, социальный фактор всегда был одним из главных и явных инструментов психотерапии. Понятие групповой динамики как «совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта» (Карвасарский Б. Д., 2000) подчеркивает социальную направленность данной терапии. Пациент, имеющий ряд проблем во взаимодействии с окружающими, учится создавать социальные связи в дружественной и понимающей среде» чтобы затем реализовать эти навыки в своей жизни.В индивидуальной гипносуггсстивной психотерапии забота о социальном благополучии пациента может быть менее заметна. На первое место выступает избавление индивида от заботящих его переживаний. Однако, если взглянуть на жалобы пациента шире, выясняется, что в их основе лежат нарушения социального самовосприятия и восприятия других, а также патология социальных взаимоотношений. Таким образом, работа психотерапевта делится на два этапа, которые протекают одновременно или с незначительным временным интервалом: формирование индивидуальных изменений в пациенте и социализация их, «внедрение» изменившегося пациента в реальную жизнь.

Несмотря на то, что психотерапевтическая работа должна укреплять коммуникативные способности и адаптационные возможности личности, выявился интересный феномен: в большом проценте случаев в период работы (индивидуальной или групповой) пациенты могут отмечать ухудшение семейных, служебных взаимоотношений, хотя большинство считают это обострением скрытых конфликтов. Следует отметить, что к окончанию психотерапии у большинства отношения нормализуются, при этом большинство пациентов отмечает их переход на «новый уровень».

Подобные процессы закономерны: прежняя система взаимоотношений пациента с окружающими в ходе психотерапевтической работы подвергается его критике сознательной или бессознательной, поскольку основана на прежних характеристиках личности. Развивающаяся личность требует новых взаимоотношений, а окружение стремится вернуть индивида в прежнее состояние (стремление к стабильности — свойство любых самоорганизующихся систем). В ходе психотерапии пациент реализует свои социальные устремления: либо соглашается со своим социальным статусом, либо его меняет. Причем этот процесс по принципу обратной связи поддерживает личностные изменения. «Роли, которые мы выполняем, слова и поступки, принятые решения влияют на то, что мы представляем»

 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru