СОПРОТИВЛЕНИЕ
Психотехники - Технологии психического воздействия

Сопротивление — явление в поведении пациента, с которым сталкивается каждый психотерапевт, независимо от того, в какой психотерапевтической технике он работает. Пациент, который приходит к нам, в той или иной степени приносит его всегда.

Сопротивление может иметь сознательный и бессознательный компоненты. Следует выделить несколько видов сопротивления, но надо сразу оговориться, что они могут сочетаться у пациента:

- боязнь потерять контроль над собой. Человек привык контролировать себя во всем, возможно, имеет негативный опыт потери контроля и последующих собственных неожиданных реакций. Он боится беспомощности перед самим собой;

- страх перед властью терапевта. Пациент не верит вам, в чистоту ваших намерений, а часто не именно вам, а всему окружающему миру. Он боится беспомощности перед лицом неведомой опасности;

- нежелание душевной боли. Мы будем работать с неприятными моментами жизни пациента, дотрагиваясь до надорванных струн души, доставляя им болезненность и дискомфорт. Люди стремятся остаться в неведении относительно своих проблем. Неудивительно, что в большинстве случаев та версия проблемы, которую вам представляют при первой встрече, не соответствует реальной проблеме, выявляемой в ходе последующей работы; -•

- застенчивость. Пациент считает, что неприлично поддаваться «дремоте», когда терапевт с ним разговаривает;

анализирование. Человек всеми силами старается удер- **ться на поверхности транса, пытаясь найти в ваших словах

смысл. Он может ждать конкретных указаний по своему поведению и, даже когда транс все-таки настигает его, всеми силами сопротивляется ему. Подобный вид сопротивления часто наблюдается у обучающихся гипнозу, когда в процессе обучения они тренируются наводить транс друг на друга и стараются запомнить и оценить услышанные фразы;

- избыточное сотрудничество. В такт вашим словам он кивает головой или стремится завязать диалог с вами, говоря: «Да- да, я абсолютно с вами согласен, доктор!»;

- незнание процесса. Человек, который не понимает, что происходит, часто с низким уровнем интеллекта. Он будет сидеть в кресле перед вами, будет внимательно смотреть вам в глаза, ерзать, вертеться. Попытки угомонить его иногда не приводят к желаемому эффекту;

- отсутствие мотивации. Зачем входить в транс, если его результат не интересует. Иногда появляется даже азарт в противодействии терапевту.

Проявления сопротивления могут быть явными, как хождение по кабинету, размахивание руками, словесный отказ от работы, что редко встречается. Когда признаки сопротивления явны, встает вопрос о возможности психотерапии, а в случае словесного отказа об этом не может быть речи. Чаще пациенты камуфлируют сопротивление, чем дают простор для ответных действий психотерапевта. Например, пациент стремиться рассказывать еще и еще о своих беспокойствах, оттягивая момент начала транса. Показателями сопротивления могут быть длительные бурные эмоции, слезы. Иногда причинами «невхождения» в транс будут кашель, чихание, усиленное сглатывание. Все происходящее пациент объясняет нездоровьем, эмоциональностью и другими причинами, не связанными с гипнозом. Для терапевта это сигналы повышенной тревожности человека, пришедшего на прием, и перед ним встает вопрос: «Что делать?»

Если он решает продолжить терапию, то последующих путей два: преодолеть (сломить) сопротивление или его использовать. Идеи могут находить свое выражение в конкретных способах работы.


Способы преодоления сопротивления

1. Профилактика сопротивления

Каждому пациенту требуется свое количество времени, чтобы поверить психотерапевту, разрешить ему доступ во внутренний мир- Не следует форсировать стремление отправить пациента в транс. Установление «зоны доверия» — основная задача подготовительного этапа транса и, если она не выполнена, то пациент сопротивляется переходу к следующему этапу. Более тщательное присоединение, предварительное информирование клиента о той терапии, которая его ожидает, и о его роли в ней значительно снижают возможное сопротивление.

2. Директивное ведение транса

Терапевт может предложить пациенту сесть спокойно, закрыть глаза, ощутить расслабление и т. д., применяя прямые внушения, а в дальнейшем, когда процесс запущен и развивается, можно перейти к использованию косвенных внушений. Следует определить перед началом сеанса, исходя из собственного опыта и понимания личности пациента, — не вызовет ли директивное ведение усиления сопротивления.

3. «Гипноз без гипноза»

Транс лишь облегчает проведение необходимых внушений, но не является строго обязательным, возможна суггестивная работа без формального наведения транса, т. н. «техника вставленных сообщений». Вы можете вести с субъектом беседу, где в свою речь вы вставляете необходимые внушения. В простой беседе, вне какого-либо наведения транса, вне фиксированно- Готранса, вы можете проводить все виды внушений, только они Должны быть поданы незаметно для сознания. Расскажите ему историю о человеке, который у вас был на приеме. «Был у меня пациент, похожий на вас. Я почему-то вспомнил о нем, когда ВЫ пришли. Вы даже чем-то внешне на него похожи. Вы знае- » У него была сходная проблема. Да, очень интересно. Да, у него были такие же головные боли. И, действительно, мы с ним

говорили долго о разных способах, которыми он может себе помогать. Он научился сам себе помогать. Помогать себе очень просто, если захочешь». И так далее. В этот момент клиент настолько заинтересован, хотя его глаза открыты и он кивает головой, он находится в трансе, боясь пропустить рецепт, как его предшественник справился с головной болью.

4. Фиксация внимания


Внимание пациента фиксируется на какой-то точке вовне или на ощущении внутри его, часто для этого нужно найти некий смысл, чтобы мотивировать человека на старательную фиксацию. Если вам удалось получить нужный эффект, перенаправляйте фокус внимания на внутренний мир, заботы пациента и развивайте полученный транс.

5-Дезактуализация сознания через создание замешательства

Для создания замешательства существуют две основные идеи: нарушение стереотипа и перегрузка сознания.

Для нарушения стереотипа следует вначале выявить его. Стереотипы могут быть индивидуальными и общепринятыми. Один из самых известных способов прерывания стереотипа - «прерванное рукопожатие», когда терапевт протягивает пациенту руку для рукопожатия и в последний момент либо убирает свою, либо перехватывает руку пациента и ставит ее в необычную позу. Пациент застывает в конфузионном трансе, задачей терапевта является немедленно использовать его и развивать транс дальше.

Перегрузка сознания достигается сообщением клиенту избытка информации, желательно запутанной. В русском языке такой процесс называется «забалтыванием». Можно использовать категории пространства, времени, события жизни и т. Д-. путая глагольные времена, падежные окончания.


«Вы можете подумать о своем прошлом. И задумываясь о сегодняшнем дне, из своего прошлого взгляните на будущее. Подумайте, каким интересным было ваше будущее. И как вы можете почувствовать себя в нем, как будто вы сейчас в насто

ящем или затем в прошлом, может быть, в далеком прошлом, а может быть, в далеком будущем. Потому что, это неважно, где вы сейчас и какое сейчас время, а важно, что за закрывающимися веками вы можете увидеть свое время». Смысл в таком высказывании найти трудно, но оно делается серьезным тоном и звучит как откровение.

Перегрузка сознания возникает, когда вы просите пациента сосредоточить свое внимание на различие в ощущениях или звуках. Например, можно предложить поискать разницу в кончиках пальцев обеих рук и найти в них что-то особенное, отличное.

Другой интересный способ. Пациент сидит с открытыми глазами, а вы просите его сфокусировать свое внимание на коленях и на отрезке между ними на полу, предлагаете пытаться одновременно удержать фокус внимания на этих трех точках. На самом деле это невозможно по оптическим причинам, поскольку расстояние до коленей и до пола разное, и требуется разный фокус зрения для этих точек. Чтобы попытаться удержать их в поле зрения, ему постоянно приходится фиксировать внимание то здесь, то там, одновременно он не может это сделать. Есть единственный способ — расфокусировать зрение, а этот процесс ведет к трансу: когда взгляд расфокусирован, внимание также теряет концентрацию. Если пациент расфокусировал зрение, это то же самое, как если бы он закрыл глаза — зрительный канал отключен.

6. «Сопротивление» терапевта

Способ, возможный при «сознательном» сопротивлении, когда пациент предполагает, что с его сопротивлением будут бороться.

- Доктор, я думаю, у меня ничего не получится.

- Конечно...

После такого ответа вам гарантирован легкий транс клиента и его интерес к вашим словам. Далее следует развить успех, йе давая опомниться.

- Вы же даже не закрыли глаза. Закройте глаза. И следите вдыханием... и т. д.


7. Использование противоположностей

Сопротивление можно использовать, поддерживая его, играя на противоположностях. Мы принимаем сопротивление как факт, присоединяемся к нему и переходим к ведению.

«И чем дольше открыты ваши глаза, тем может сильнее становиться напряжение в них, и тем легче векам будет закрыть их».

«Чем больше напряжение ваших мышц, тем легче и приятнее затем будет расслабление».

С сопротивлением не обязательно бороться. Клиент может сопротивляться, мы можем пойти от противного, с обратной стороны, не противясь сопротивлению, а приветствуя его, как проявление запроса пациента.

8. Метафоры

Одной из рекомендаций при сопротивлении является использование метафор. Зачем человеку сопротивляться красивой истории! Это же глупо. И человек не сопротивляется, если вы рассказываете метафору. Другое дело, что внутри метафоры есть внушения, но он-то об этом не знает! Возможно использование разных видов метафор, которые будут описаны ниже.


 
 
     
 
     
 
     
@Mail.ru